Наступившее лето было для крестьянина самой тяжелой порой.
Новая выставка в районном краеведческом музее языком экспонатов – орудий труда и утвари, рассказывает о том, как в горячую пору страды работали наши деды и прадеды.
Главным занятием в это время в деревне считался сенокос. Косить сено начинали в начале. Во время сенокоса коса тупилась. Выправить и заточить лезвие косы помогала лопатка из дуба. Для низкой травы использовали большую косу на длинном черенке. Она называлась литовка. Продолжался сенокос дней двадцать, а то и целый месяц – всё зависело от погоды. Скошенная трава подсыхала на солнышке и постепенно превращалась в сено. В это время крестьяне усердно молились о вёдре – сухой солнечной погоде. Если пойдёт дождь, то трава запреет, заплесневеет и начнёт гнить. Ворошить и сушить траву выходили на сенокос всем миром – все кто могли работать.
К концу лета созревали хлеба, и наступало время жатвы. Рожь начинали жать сразу после Ильина дня – 2 августа. Чтобы узнать, поспел ли хлеб, землепашец срывал колос, вышелушивал зерно и пробовал его на зуб. Если зерно хрустело, значит, хлеб поспел и его нужно убирать. Первый убранный сноп торжественно вносили в дом и ставили в красный угол, поближе к иконам. Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь вырастала высокой и густой, применяли серп, а так обычно рожь косили косой. Работы вели по утрам, так как сырое зерно от косы не осыпалось, а высохшее можно было уже жать серпом.
Жатва серпом была очень тяжелым трудом. Крестьянка подхватывала охапку колосьев левой рукой, а правой отрезала серпом этот пучок. Затем клала его к ногам и опять подхватывала колосья. И так целый день. От такого тяжелого труда крестьянина, от его страданий и появилось слово “страда” – так стали называть жатву.
По окончании страды оставляли в поле маленький несжатый пучок колосьев. Это делалось для того, чтобы подкормить землю для восстановления её сил и получения будущего урожая. В конце сентября убирали лен и коноплю. На этом жатва заканчивалась.
По окончании жатвы отдыхать было еще рано. Теперь следовало отделить зерно от колосьев посредством молотьбы. Молотили на большой площадке, смазанной жидкой глиной и специально утрамбованной, которая называлось ток. Ток делался под открытым небом. На нём в два ряда расстилали снопы и начинали их бить цепом, или колотилом.
Колотило – это палка длиной до подбородка с привязанной к ней другой тяжелой палкой с утолщенным краем. Колотилом выбивали зерна из колосьев. После молотьбы нужно было отделить зерно от соломы, мякины, колоса, сорных трав и пыли – это называлось веять. На ветру брали из вороха зерна на лопату и бросали вверх против ветра. В результате лучшее зерно оставалось на семена, среднее – на прокорм семьи, а самое легкое – на корм скотине. Все это распределялось по кучкам и хранилось отдельно. Остатки соломы использовали на корм скоту, ещё ею набивали тюфяки для спанья, использовали для покрытия крыш домов. Добытое зерно складывали в клети и амбары, защищая от дождя, и в сусеки – деревянные ящики, защищая от сырости.
Полевые работы отнимали у крестьянина много сил, здоровья, времени и были тяжелым и изнурительным трудом.