История поселка

 

Куйбышевский Затон, поселок городского типа, пристань на берегу Куйбышевского водохранилища, в 9 км к юго-западу от пгт.Камское Устье.  Основан в начале 17 века, до 1935 года – Спасский Затон.

 Листая альбом репродукций Алексея Саврасова, можно  обнаружить картину «Спасский затон на Волге», которая хранится сейчас в Третьяковской галерее. Чуть угадывается в дымке противоположный берег Чертыка. Полуостров Лоза глубоко вдаётся в протоку. На берегу – костёр, ветвистое дерево и рыбацкие сети, развешенные на кольях для просушки. На воде дымит вдали пароход, чуть ближе «белеет парус одинокий», а у берега приютились рыбацкие лодки… Известно, что знаменитый русский живописец в 1872 году бывал в Болгарах и нарисовал несколько видов руин древнего города. По-видимому, на обратном пути, в ожидании парохода в Спасском затоне, Саврасов не удержался и запечатлел тронувший его воображение пейзаж.

На берегу Чертыка

Этот удобный залив в устье реки Бездны, в месте её впадения в волжскую протоку Чертык, был известен с давних времён. На другой стороне протоки на многие километры тянулся Чертыковский остров (в старину его называли Эдемским), где ещё в 16 веке расположились службы Казанского Спасо-Преображенского монастыря, получившего право ловить здесь рыбу. А в затоне, благодаря глубоко вдающемуся в протоку полуострову, рыбаки могли укрываться от непогоды и сильных ветров. В конце 17 века земли по левому берегу Чертыка отошли помещикам Молоствовым.

В 1781 году, когда был учреждён город Спасск, в официальных документах залив этот назывался Бездненским затоном.  На лугах вокруг пасли скот, а на берегу залива помещик построил конеферму. В связи с бурным развитием судоходства на Волге, в 1842 году конеферму эту и небольшой участок земли на берегу у владельца села Никольское Христофора Львовича Молоствова выкупило пароходное общество «Русалка». В то время залив уже именовался Спасским затоном.

Десятилетие спустя, в 1852 году, всё имущество фирмы «Русалка» было выкуплено пароходным обществом «Меркурий». А в мае 1858-го император Александр II утвердил его объединение с фирмой «Кавказ», занимающейся перевозками по Каспийскому морю, и новое общество получило название «Кавказ и Меркурий». К тому времени в Спасском затоне были арендованы дополнительные земли на берегу Чертыка, расширены мастерские, способные не только ремонтировать суда, но и строить новые пароходы.

Обустраивался и посёлок на берегу затона. В 1861 году здесь построили Никольскую церковь, а для нескольких сотен рабочих судостроительного завода возводилось жильё. В конце августа 1866 года к пристани Спасского затона причалил пароход «Наяда», на котором совершал путешествие по Волге цесаревич Александр Александрович – будущий император Александр III, которому в Спасском уезде организовали великокняжескую охоту с облавой, на которой было добыто два волка, 11 лисиц и 145 зайцев. А в 1870-ом рабочие Спасского Затона спустили на воду самый большой пароход на Волге, получивший имя российского императора - «Александр II».

Очаровывала современников и красота этих мест. Выдающийся деятель русского театра Василий Иванович Немирович-Данченко в очерках «По Волге», изданных в 1877 году, так изображает встречу со Спасским затоном: «Чувствуешь полное бессилие описать красоту Волги. Не успел, например, устье Камы очертить, как новая картина в записную книжку просится: Спасск и Спасский затон, весь потонувший в весёлых рощах. Ширь необычайная и ничего подавляющего. Напротив, окрестности чем-то свежим веют на вас. Большие здания пароходного завода «Кавказ и Меркурий» на берегу, пёстрая толпа на пристани, красные пятна кумачных сарафанов по берегам, точно там мак вспыхивает на солнце красным полымем. Вообще, Волга – это бесконечная поэтическая песня, бесконечное эпическое стихотворение…»

На волжском  дне

После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован. В Спасском затоне продолжали зимовать десятки судов, построенных ещё в царские времена. На новые пароходы у советской власти средств не было. В путеводителях за 1929 год писали, что первой пристанью на левом берегу после устья Камы были Переволоки, а в весеннее половодье их затопляло водой, и пристань переводилась в Спасский затон. В том же году завод здесь решили закрыть, ему не нашлось места в планах первой пятилетки. Самое ценное оборудование при ликвидации предприятия смазали, уложили в трюм баржи и затопили. Рабочие начали массово разъезжаться из посёлка Спасский Затон, разбирая и увозя на новое место свои дома.

Однако уже через год инженера Г.Н. Иософовича, инициатора закрытия завода, обвинили во вредительстве, а предприятие решили восстановить. Достали со дна баржу с оборудованием, завезли новые станки, вернули самых квалифицированных рабочих. Завод в духе времени получил новое название «Красный котельщик» и был причислен к Наркомату речного флота СССР. Но в 1935 году районный центр Спасск переименовали в Куйбышев, и «Красный котельщик» стал соответственно заводом имени Куйбышева, а посёлок на берегу залива - Куйбышевским Затоном.

В 1954 году, в связи со строительством Волжской ГЭС и предстоящим затоплением, было принято решение перевести Куйбышевский Затон вместе с заводом и пристанью на правый берег Волги, в залив у села Кирельское, где он под тем же названием располагается и сегодня. Жилые дома перевозили зимой по льду.

Прощальный пароходный гудок прозвучал здесь 27 июня 1956 года, это был последний рабочий день завода имени Куйбышева. Уже в июле место, где располагались цеха и жилые строения Куйбышевского Затона, поглотили воды Куйбышевского водохранилища. А в весеннее половодье 1957 года река затопила все окрестности, и этот удивительный уголок нашего края, оставивший заметный след в российской истории, ушёл безвозвратно на волжское дно.

Затон им. Куйбышева появился на географической карте республики сравнительно недавно. Когда затопило левый берег Волги, Спасский судоремонтный завод «Меркурий и К» пришлось перевезти на другой берег и практически на целине обустраивать новую жизнь. Ветры перестройки не обошли стороной и судоремонтный завод. Некогда единый организм поделили на две части - ремонтную базу и флот, которые начали именоваться ЗАО РФБ (ремонтная база флота) и ПА ОАО «Волготанкер». В Затоне один из самых мощных доков на Волге грузоподъемностью 4,5 тысячи тонн. Аналогичный есть еще только в Башкирии. Неудивительно, что судоремонтная база обслуживает весь Волго-Вятский  регион. Можно отметить, что Затон им. Куйбышева за свою 150-летнюю историю переживает второе рождение.

 


 

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 21:35

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International